Москва, Путилковское шоссе д 4А корпус 37
График работы: Пн-Вс, с 9.00 до 20:00
Заказать звонок

Мрамор в оформлении станций московского метрополитена

Московский метрополитен – это не только подземная транспортная система, которая ежедневно перевозит миллионы людей, но и своеобразный музей камня. В оформлении станций московского метро использовано более десяти наименований камней и минералов из более чем ста месторождений. Основные из них: мрамор, известняк, гранит, травертин, габбро, гнейс и др.

Одного только мрамора использовано около 20 видов.

Не каждый геологический музей может похвастаться такой коллекцией камней. Широкое применение мрамора в оформлении станций метро объясняется его свойствами: богатство цветов и оттенков, красивый текстурный узор, при этом мрамор хорошо поддается обработке.

История строительства московского метро

Впервые вопрос о строительстве метро обсуждался в Московской Городской Думе еще в 1901 году. Однако исторические события отодвинули это событие на много лет. Первая очередь московского метро была введена в эксплуатацию в мае 1935 года. Первых пассажиров тогда приняли тринадцать роскошных подземных  станций с отделкой  из  мрамора и гранита.

Для создания ощущения легкости, элегантности и иллюзии дневного света в оформлении станций использовали белый южно-уральский мрамор месторождения Коелга. Этим мрамором облицованы колонны на станциях Сокольники, Чистые Пруды, Александровский сад, Охотный ряд, Кропоткинская.

В оформлении станции Комсомольской Сокольнической линии  использовано три вида мрамора: золотисто-жёлтый мраморовидный известняк «чоргунь» для облицовки колонн в центре зала,  мрамор «газган» – для балконных галерей и прохоро-баландинский мрамор для колонн на балконах.

Станция метро Комсомольская Сокольнической линии

Для отделки станций Сокольники, Чистые пруды и Лубянка использован  красивый синевато-серый мрамор карьера Уфалей в Челябинской области, а для украшения колонн на станции Охотный ряд – серо-черный мрамор с белыми прожилками из карьера Садахло в Грузии.

Добыча цветного мрамора в то время в СССР не производилась, поэтому для изготовления цветных декоративных элементов  в отделке станций были использованы крымские известняки, а также небольшое количество цветного мрамора из заброшенных карьеров на Урале и в Грузии.

Мрамор в оформлении станций второй линии

Строительство второй очереди метро производилось в 1935 – 1938 гг. В это время объемы добычи мрамора в СССР возросли, началась разработка новых карьеров в разных частях страны, что дало возможность расширить палитру цветов в оформлении станций. По богатству и разнообразию декоративных элементов из камня вторая линия московского метро не имеет равных в мире. Кроме белого мрамора, начали использовать мрамор различной окраски и текстур.

Так, для элементов колонн Театральной станции использовали бледно-желтый мрамор из уральского  карьера Полевское, а для центральной части этой же станции – полупрозрачный белый мрамор из карьера Прохорово-Баландин. Однако для завершения работ на Театральной станции белого мрамора оказалось недостаточно, поэтому недостаток восполнили белым каррарским мрамором, оставшимся  от разрушенного Храма Христа Спасителя.

Платформа станции Театральная

Сиреневый с прожилками мрамор из Хабаровской области использовали в  оформлении станций Белорусская, Сокол и Аэропорт, желтый мрамор из Армении –  на Белорусской, станциях Сокол и Динамо. Из Армении также был привезен уникальный черный мрамор с белыми и желтыми венами, который использовали для оформления станций Белорусской, Площадь Революции, Аэропорт  и других.

Поистине уникальной – как по стилю подземной архитектуры, так и по применению  природного камня – является  станция Маяковская. В ее оформлении использованы мрамор «уфалей», мраморовидные известняки, гранит и редкий серо-зеленый  крымский диорит. Колонны украшены уральским камнем «орлец» и инкрустированы полудрагоценным темно-красным родонитом.

Станция метро Маяковская. (Открыта в 1938 году)

Московский метрополитен от военного времени  до наших дней

Строительство московского метрополитена не прекращалось даже в военные годы. В 1942 году специальный конвой привез сиреневый мрамор с Горного Алтая, чтоб завершить работы на станции Автозаводской. Для облицовки туннелей на станции Новокузнецкая использовали сиренево-розовый мрамор из Агверана (Армения).

В послевоенные годы для соединения радиальных линий была построена Кольцевая линия московского метро, в оформлении которой начали широко применять мрамор Газганского месторождения в Узбекистане.

Светло-розовый газганский мрамор использован в облицовке станции «Добрынинская» (открыта в 1950 году), волнистый серо-голубой мрамор – в облицовке колонн на платформе станции Кузнецкий мост (открыта в 1975 году).

Пилоны на станции «Новослободская» украшает уральский  мрамор желтоватого и сероватого оттенков.

Станция метро Новослободская

В 1952 году была открыта одна из самых красивых станций московского метро – Комсомольская (на Кольцевой линии).  Ее зал украшают мраморные колонны с резными капителями. Для облицовки колонн и стен использован светло-бежевый узбекский мрамор «газган».

В 70-х – 80-х годах для оформления  некоторых станций Таганско-Краснопресненской линии использовали красивый зеленовато-розовый и красный мрамор с карьера Буровщина (Иркутская область), по внешнему виду напоминающий гранит.

В 1985 году открыта станция Домодедовская, в облицовке которой  использовали новый материал –  белый и серый полосатый  мрамор из Хакасии.

Сегодня московский метрополитен насчитывает 197 станций. В последние десятилетия в оформлении станций преобладает современный стиль, для которого характерны лаконичность отделки и отказ от помпезности и роскоши. Однако природный камень – мрамор, гранит, известняк и другие –  традиционно остается одним из основных отделочных материалов в строительстве метро.

В 2012 году открыта  станция «Пятницкое шоссе» Арбатско-Покровской линии, примечательная своим контрастным оформлением:  одна сторона  станции отделана белым мрамором, а противоположная – черным.

В дизайне  новой станции метро Котельники, открытой в сентябре 2015 года, использованы  серый мрамор, гранит и  нержавеющая сталь.

Яндекс.Метрика